Проблемы развития малого бизнеса в России
Рост экономики государства обуславливают не только крупные бизнес-структуры, но и субъекты малого бизнеса. От количества малых предприятий зависит степень занятости населения, скорость экономического роста, уровень налоговых отчислений. Приходится признать, что в России существует ряд проблем развития малого бизнеса, основное число которых связано с пробелами в законодательной базе.
Препятствия для развития малого бизнеса в РФ
Проблемы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в РФ, вызваны внутренними и внешними факторами. К внутренним относятся проблемы, существующие внутри отдельно взятой компании и зависящие от управленческой политики. В их число входят:
- отсутствие у руководителей компании знаний в области рыночной экономики;
- некомпетентный персонал;
- плохая система менеджмента;
- неэффективная маркетинговая политика;
- большие расходы на уплату налогов и сборов;
- низкая конкурентоспособность;
- постоянные расходы, уменьшающие прибыль;
- отсутствие необходимых финансовых ресурсов для развития организации.
Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования деятельности компании со стороны руководства.
К внешним проблемам относятся:
- жесткий характер и изменчивость налогового законодательства страны;
- кризис в тех или иных производственных сферах;
- крупные монополисты в определенных сегментах рынка;
- высокие кредитные ставки и сложности при оформлении кредитов;
- отсутствие государственной поддержки.
Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования
Внешние факторы не зависят от действий руководителя организации и эффективности принимаемых им решений. В этом случае решить проблемы развития малого бизнеса может лишь государство.
Последствия низкого уровня развития малого бизнеса
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства увеличивает процент занятости населения, приводит к росту товарооборота и ВНП, а также в целом положительно влияет на экономику страны. В последние несколько лет товарооборот в России растет только внутри государства. Низкий экспортный потенциал связан с тем, что основная доля компаний малого бизнеса занята в торговле и сфере услуг. Выход на внешние рынки возможен лишь при условии наличия производственных организаций, которые смогут составить серьезную конкуренцию иностранным представителям малого бизнеса. Кроме того, рыночная экономика России сегодня требует активной государственной поддержки. Помимо внесения актуальных изменений в законодательную базу необходимо разработать программы стимулирования малого бизнеса, особенно для тех сфер, где его нехватка ощущается наиболее остро.
В настоящее время владельцы многих компаний, представляющих средний класс, не чувствуют интереса к экономическому росту. Когда такие организации получают средства из бюджета, направленные на развитие бизнеса, они расходуют их достаточно неэффективно. Это, в свою очередь, приводит к тому, что деньги утекают из бюджета «в никуда», а проблемы развития малого бизнеса в РФ так и остаются нерешенными.
Комплекс мер по развитию малого предпринимательства
Субъекты малого бизнеса нуждаются в стабильной государственной поддержке, которая может принимать разные формы – предоставление льгот в сфере дотаций банковского кредитования, создание научно-технических и информационных центров, развитие системы страхования и т.д.
Отдельно нужно выделить необходимость предоставления налоговых льгот для предпринимателей. Это позволит решить экономические проблемы развития малого бизнеса, так как высокое налогообложение в нашей стране не дает предпринимателям развиваться. Для усовершенствования действующей налоговой системы следует усилить регулирующую функцию налогов, освободить компании от налогов на ввозимые технологии и инвестиции. Кроме того, в первые несколько лет деятельности субъектов малого предпринимательства требуется предоставлять им налоговые каникулы – это позволит новым компаниям развиваться максимально эффективно, направляя финансовые средства на расширение производства и улучшение качества предлагаемых товаров и услуг. Также очень важна дифференциация начисления налогов: к компаниям, действующим в более важных областях, необходимо применять пониженные налоговые ставки.
В целом, чтобы решить проблемы малого и среднего предпринимательства, необходим целый комплекс мер, охватывающий следующие направления:
- нормативно-правовое;
- организационное;
- кредитно-финансовое;
- информационно-техническое;
- консультационное и кадровое;
- ВЭД;
- социальное.
Очень важно, чтобы законодательные акты разрабатывались должным образом и затем неукоснительно исполнялись. Все это в совокупности позволит государству контролировать развитие бизнеса, а предпринимателям даст возможность действовать максимально эффективно. Малые предприятия смогут создать широкую прослойку собственников бизнеса, способных самостоятельно обеспечивать себя без дополнительной помощи со стороны государства. Постепенное сведение к минимуму, а затем и полное решение существующих проблем приведет к тому, что отечественные компании смогут конкурировать как между собой, так и на внешних рынках, что в итоге будет способствовать к росту экономики и благосостояния нашей страны.