Развитие ресторанного бизнеса в России
Ресторанный бизнес в России – это еще достаточно молодое направление. По сути, развитие данного вида предпринимательской деятельности началось около 20 лет назад, когда государство перестало быть монополистом в сфере общественного питания. Именно с этого момента и началась новая эра в развитии ресторанного бизнеса в нашей стране.
На сегодняшний день данный сегмент рынка является достаточно перспективным. Поэтому в ресторанный бизнес инвестируют средства представители известных компаний, специализирующихся на добыче энергоресурсов, а также пивовары и производители продуктов питания. Однако, как и любая предпринимательская деятельность, открытие ресторана или другой точки общественного питания сопряжено с некоторыми трудностями, основными из которых являются:- высокая конкуренция;
- сложности при открытии и развитии заведения;
- увеличение показателя доходности.
Конкуренция
В первую очередь, современное состояние российского ресторанного бизнеса обусловлено наличием высокой конкуренции: мелкие заведения общепита поглощаются более крупными их аналогами. Так, в последнее время, тенденции развития ресторанного бизнеса в России таковы, что в большинстве случаев происходит слияние-поглощение компаний, результатом чего является появление новых брендов на рынке. И такая ситуация, по словам экспертов, сохранится в данном сегменте ближайшие несколько лет. Именно поэтому будущий или уже существующий ресторатор должен постоянно отслеживать изменения на рынке и оперативно на них реагировать. В противном случае, шансы удержаться на рынке и быть эффективным будут минимальны.Сложности при открытии
Открытие, а тем более, развитие ресторанного бизнеса на территории России сопряжено с определенными трудностями, к числу которых относятся:
- несоответствие целевого предназначения большинства помещений для размещения в них точки общественного питания;
- необходимость согласования в соответствующих инстанциях большого количества разрешительных документов для ведения данного вида предпринимательской деятельности;
- текучесть кадров в виду небольшого количества квалифицированного персонала и желания владельца точки общепита сэкономить на оплате труда (как часто бывает, один из сотрудников одновременно выполняет обязанности нескольких человек);
- влияние общих экономических факторов.
По мнению экспертов, состояние ресторанного бизнеса в России сейчас таково, что в ближайшей перспективе наиболее успешными (в плане дохода и популярности среди потребителей) будут сети ресторанов, которые предоставляют услуги в среднем ценовом сегменте и практикуют франчайзинг. Благодаря такому подходу, владельцы подобных заведений могут обеспечить практически бесперебойное развитие своего «детища» даже в условиях острого экономического кризиса.
При этом отметим: несмотря на нынешнюю финансово-экономическую ситуацию в нашей стране, «емкость» данного сегмента рынка достаточно велика, а перспективы огромны.
Прибыль
В 2014 году первый резкий скачок американской валюты по отношению к российскому рублю существенно снизил покупательские возможности потребителей и, соответственно, уменьшил средний чек большинства заведений общественного питания. Так, если до этого более 60% населения нашей страны предпочитало отмечать торжества и праздники в ресторане или кафе, то с первыми проявлениями кризиса число таких клиентов общепита снизилось до рекордно низкой отметки.
На сегодняшний день ресторанный бизнес нельзя отнести к той сфере предпринимательской деятельности, которая может похвастаться большими доходами. Современные потребители предпочитают копить средства до наступления лучших времен. Об этом свидетельствует и статистика. Так, по данным большинства рестораторов, их прибыль и, соответственно, оборот снизились на 5-30% по сравнению с докризисными временами.
Именно поэтому те из предпринимателей, кто хочет выжить в новых условиях, вынуждены прибегнуть к следующим мерам, в целях сокращения затрат на поддержание своего бизнеса на плаву:
- использование продуктов от отечественных производителей;
- сокращение штата обслуживающего персонала, что в некоторой мере оказывает негативное влияние на качество обслуживания;
- сокращение меню.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные факторы, перспективы для развития точки общественного питания в России достаточно неплохие. Поэтому, если вы только подумываете об организации собственной предпринимательской деятельности, то, скажем прямо, организация точки общественного питания – это достаточно перспективное направлении бизнеса.