Стратегическое развитие бизнеса
Основные стратегии бизнеса называют базисными или эталонными. Они позволяют эффективно планировать деятельность предприятия, выделять главные черты бизнеса и выявлять сильные стороны. Стратегическое развитие бизнеса позволяет заранее проанализировать возможные трудности, успешно преодолеть их и вывести компанию на качественно новый уровень, превратив мечты об успехе предприятия в реальность.
Типы стратегий развития бизнеса
Некоторые специалисты считают, что для каждой компании можно разработать свою отдельно взятую стратегию, непохожую на другие модели. Это мнение имеет под собой основание, так как в каждом конкретном случае корпоративные стратегии изменяются и дополняются, устраняя слабые места предприятия и развивая его сильные стороны. Однако все эталонные стратегии развития бизнеса можно разделить на четыре основных типа, подробнее о которых мы расскажем ниже.
Стратегия концентрированного роста
Этот метод развития бизнеса предполагает адаптацию уже имеющегося у компании продукта или услуги к реалиям рынка. После проведения анализа и изучения рынка на предмет упрочнения имеющихся позиций предприятия специалисты предлагают варианты по улучшению качества продукта или создания аналога с улучшенными потребительскими характеристиками. В некоторых случаях более эффективной стратегией является смена рынка, а не изменение свойств продукта.
Стратегия концентрированного роста бизнеса, в свою очередь, делится на три разновидности:
- Усиление имеющихся позиций на рынке: активные действия, направленные на упрочнение позиций компании на рынке, проведение рекламных кампаний для продвижения и закрепления позиций, контроль конкурентов и выход на лидирующие позиции в определенном сегменте рынка.
- Развитие рынка: анализ рынков с целью эффективной продажи продукт/услуги, которые предлагает компания.
- Развитие продукта: разработка совершенно нового продукта/услуги и его последующая продажа на рынке, где компания уже успела заработать хорошую репутацию.
Стратегия интегрированного роста
Чаще всего стратегию интегрированного роста выбирают компании, занимающие прочные позиции на рынке. В этом случае компания расширяется путем присоединения новых структур. Интеграция может происходить двумя способами:
- Обратная вертикальная интеграция, в ходе которой создаются дочерние предприятия, занимающиеся снабжением, и усиливается контроль над поставщиками. Такой метод развития бизнеса позволяет снизить зависимость от изменения цен на сырье, комплектующие и условий работы с поставщиками.
- Прямая вертикальная интеграция, предполагающая усиление контроля над посредниками, системами распределения и продажами, благодаря чему компания демонстрирует эффективный рост.
Стратегия диверсифицированного роста
Эта стратегия актуальна в ситуациях, когда компания не может больше развиваться на определенном рынке, предлагая конкретный продукт в пределах выбранной отрасли. Такую методику стратегического развития бизнеса делят на три категории:
- Центрированная диверсификация, включающая в себя анализ и поиск возможностей для запуска нового продукта. При этом очень важно сохранить действующее производство, чтобы при изготовлении нового продукта использовать сильные стороны предприятия и проверенные временем технологии.
- Горизонтальная диверсификация, предполагающая выпуск нового продукта на основании внедрения новых технологий. В этом случае компания начинает производить два разных продукта, которые не зависят друг от друга в технологическом аспекте. Важно, чтобы к изготовлению нового продукта были привлечены компетентные специалисты, которые смогли бы предложить рынку именно то, в чем он нуждается.
- Конгломеративная диверсификация, в ходе которой компания не только начинает производить технологически не связанные друг с другом продукты, но и выходить на новые рынки.
Стратегия сокращения
Такую стратегию следует выбирать в случае, если предприятию требуется перегруппировать силы по причине необходимости увеличения эффективности или перехода на новый курс развития после длительного периода роста. Выделяют четыре типа подобного стратегического развития бизнеса:
- Сокращение расходов для устранения возможных источников затрат. Компания может выбрать снижение расходов на производство или персонал путем уменьшения производственных мощностей либо увольнения сотрудников.
- Общее сокращение, предполагающее продажу одного или нескольких филиалов компании. Этот метод актуален при невыгодном сочетании производств или перенаправлении сил на развитие одного, более перспективного производства.
- «Сбор урожая», в ходе которого краткосрочные цели более важны, чем долгосрочные. Применяется в случаях, когда компанию нельзя выгодно продать или технологически улучшить, поэтому приходится прибегать к постепенному сокращению деятельности с последующим выходом из игры, добиваясь при этом получения максимальной прибыли.
- Ликвидация – крайняя мера, к которой прибегают при невозможности дальнейшего ведения бизнеса.
Любая из стратегий сокращения подразумевает обновление организационной структуры или полную перестройку бизнеса. Однако каждая из них проходит достаточно болезненно для компании, так как в зависимости от выбранной методики приходится сокращать производственные мощности и увольнять сотрудников.
В большинстве случаев применяют сразу несколько стратегий, особенно в случаях с многоотраслевыми предприятиями. Такой комплексный подход позволяет эффективно реализовывать различные цели и достигать поставленных целей.
Этапы разработки стратегии
Классическая последовательность этапов разработки стратегии выглядит следующим образом:
- Разработка общих концепций для каждой бизнес-единицы.
- Определение оптимального варианта стратегии.
- Разработка конкретных стратегий для каждой бизнес-единицы в наиболее важных направлениях бизнеса.
- Уточнение общей стратегии с учетом выбранных методик для бизнес-единиц.
- Разработка тщательного плана реализации всех выбранных стратегий.
Стратегическое планирование позволяет определить приоритеты компании на данном этапе развития и воплотить их в жизнь в кратчайшие сроки, что дает возможность снизить расходы и повысить качество бизнес-решений.