Развитие розничного бизнеса в банковской системе
Розничный бизнес – это относительно новый тип организации работы финансовых учреждений, базирующийся на клиентоориентированной стратегии банков и охватывающий такой сегмент клиентов, как физические лица, СПД и небольшое количество юридических лиц. В банковской сфере данный вид бизнеса определяется понятием «ритейл».
Современная ситуация на финансовом рынке
Нынешняя ситуация на рынке финансов диктует владельцам банковских учреждений необходимость внесения изменений в уже существующую стратегию развития. При этом основной упор специалисты рекомендуют делать на развитие розничного бизнеса, а именно на повышение показателя его эффективности. Добиться этого можно при помощи «проведения» следующих мероприятий:
- Построение и поддержка длительных отношений с клиентами, то есть внедрение клиентоориентированной стратегии. Основной целью таких мероприятий является достижение максимального эффекта от взаимодействия между клиентами и подразделениями финансовых учреждений в плане реализации наиболее важных программ, связанных с финансовыми операциями;
- Тщательный анализ потребностей клиентов каждого из банковских сегментов, а также их реакции на введение той или иной услуги. Благодаря этому предоставляется возможность моделировать бизнес-процессы, а также разработать специальные программы для розничного бизнеса, которые бы полностью соответствовали ожиданиям различных клиентских сегментов;
- Постоянное расширение и активное продвижение наиболее прибыльных операций, без чего невозможно не только развитие розничного бизнеса, но и всей финансовой структуры в целом. Также особое внимание необходимо уделять пакетным продуктам и активному привлечению недорогих ресурсов внутреннего рынка;
- Улучшение технической базы финансового учреждения, создание зоны самообслуживания для клиентов, которые пользуются стандартными продуктами, поиск и развитие новых каналов продаж. Все эти действия позволят снизить себестоимость банковских продуктов и, соответственно, затраты на обслуживание клиентов розничного сегмента бизнеса;
- Внедрение новых и модернизация уже существующих IT-технологий, без чего развитие сегмента розничного банковского бизнеса и финансового учреждения в целом невозможно. Такие технологии не только упрощают взаимодействие между структурными подразделениями банка и клиентами, но и позволяют отслеживать и, при необходимости, оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке данных услуг;
- Повышение квалификации персонала и предъявляемых к нему требований. Для этого необходимо регулярно проводить профессиональные и психологические тренинги для сотрудников, а также ужесточить контроль над выполняемыми ими операциями. Не лишним будет позаботиться и о мотивации персонала, что будет не только способствовать более добросовестному отношению сотрудников к своим обязанностям, но и позволит поднять авторитет руководителя в коллективе.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: для того чтобы процесс развития розничного банковского бизнеса проходил максимально эффективно, руководителям финансовых учреждений придется приложить немало усилий. Однако если все будет выполнено грамотно и со знанием дела, то итоговый результат вполне оправдает затраченные для его достижения время и средства.
Основные перспективы развития розничного бизнеса
Перспективы развития розничного бизнеса в России достаточно радужные, так как на сегодняшний день данный сегмент рынка освоен достаточно слабо. Но для достижения максимально эффективного результата от любого банковского учреждения требуется соблюдение следующих условий:
- Организация точек продаж в местах удобных для клиентов, а не для финансовых учреждений;
- Высокое качество обслуживания клиентов в сочетании с доступным для них местом расположения точек продаж;
- Создание положительного имиджа банковского учреждения.
Розничный банковский бизнес – это достаточно непростой вид финансовой деятельности. Однако при грамотном подходе к его реализации он может принести неплохой доход и существенно укрепить позиции банка на рынке.